Жестокий маркетинг в фармацевтике США — OxyContin

    Сегодня мы Вам расскажем о самой противоречивой маркетинговой стратегии, которая инициировала начало опиоидного кризиса в США.
    Опиоид — препарат, полученный из опийного мака (включая синтетические разновидности), имеющий высокий потенциал злоупотребления и зависимости.
    Purdue Pharma — американская частная фармацевтическая компания, основанная Джоном Пердью Греем и принадлежавшая в основном Саклерам — богатейшей семье в США.
    MS Contin — обезболивающее длительного действия от Purdue Pharma (предшественник OxyContin) с морфином — опиоид, который прописывали только онкологическим больным.
    OxyContin — обезболивающее длительного действия от Purdue Pharma c оксикодоном — опиоид, которой в два раза сильнее морфина. OxyContin прописывали при умеренной и сильной боли.
    С 1996 года, когда OxyContin поступил в продажу, в США от передозировок погибли более 200 тысяч человек!
    В 1984 году Purdue Pharma организовала международную конференцию онкологов в Торонто, где врачи высказывали мнения, что опасность морфина сильно преувеличена и что он не вызывает привыкания у тех, кто получает его по медицинским показаниям. В речах выступающих часто упоминался MS Contin в самом благоприятном свете. Помимо прочего, многие из них утверждали, что опасность опиоидов сильно преувеличена, а польза преуменьшена. Сообщалось, что морфин вызывают зависимость, но только у тех, кто в принципе склонен к зависимостям.
    После этой конференции, благодаря поддержке многих авторитетных врачей, медицинское сообщество перестало опасаться опиоидов, количество рецептов на препараты с морфином многократно выросло к концу 1980-х годов.
    Продажи MS Contin шли хорошо и стабильно, но приближался момент, когда у Purdue Pharma истечёт патент на его производство. Тогда препарат столкнется с конкуренцией более дешевых аналогов.
    Команда Purdue Pharma задумалась о новом препарате, с тем же продленным принципом действия. Они подумали — что, если вместо морфина использовать оксикодон?
    Проведя маркетинговое исследование, команда Purdue Pharma пришла к выводу, что многие врачи считают оксикодон (опиоид, вошедший в итоге в состав OxyContin) слабее морфина. У него не было пугающей репутации, а значит, он мог бы подаваться как относительно безопасная замена морфина.
    В 1996 году Purdue Pharma занялась производством и продажей OxyContin — обезболивающее длительного действия c оксикодоном, но не имеющего репутации опасного средства.
    Мог возникнуть вопрос, вызывает ли OxyContin зависимость, с которой придется впоследствии бороться. Purdue Pharma должна была бы провести тесты на аддиктивные свойства своего нового препарата, но она этого не сделала. Тем не менее компания утверждала, что покрытие Contin на чистом оксикодоне устраняет риск зависимости практически полностью, так как оксикодон действует постепенно в течение 12 часов. Лекарство якобы обладало огромной болеутоляющей силой, но без побочных эффектов.
    Сначала OxyContin, как и MS Contin, согласно предписанию FDA (Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США), выписывали только онкологическим больным. Но команда Purdue Pharma нашла в FDA своего человека, Кертиса Райта, и после его одобрения, спектр применения OxyContin расширился — препарат стало можно применять как при сильной, так и при умеренной боли. На этикетке FDA впервые в истории было написано, что зависимость от данного обезболивающего с оксикодоном возникает менее, чем у 1% пациентов. Кертис Райт вскоре покинул свой пост в FDA и перешел на работу в Purdue Pharma.
    Purdue Pharma организовала собственный крупный отдел продаж. Каждого торгового представителя обучали специальные инструкторы, которые проводили тренинги для профессиональных бесед с врачами (хотя большинство торговых агентов не имели никакого медицинского образования). Представителям вручали медицинские брошюры с описанием OxyContin. Целью торговых агентов было убедить врачей назначать OxyContin при любых видах боли.
    Кроме того, Purdue Pharma оплачивала тысячам практикующих врачей участие в семинарах, на которых они расписывали достоинства OxyContin. Если врач уже лечил пациента другим обезболивающим, в том числе MS Contin, его убеждали перейти на OxyContin. Врачей убеждали в безопасности OxyContin при помощи медицинских брошюр, рекламных роликов и статей в профессиональных медицинских журналах.
    Purdue Pharma поощряла прием препарата в больших дозах — ведь чем больше доза, тем выше прибыль. Торговые представители убеждали врачей увеличивать дозы.
    С 1996 по 2001 годы число рецептов на OxyContin в США выросло с 300 тысяч до почти 6 млн. OxyContin приносил Purdue Pharma по 1 миллиарду долларов в год.
    Постепенно поползли слухи о темной стороне OxyContin. Больные не могли без него обходиться и сами просили повысить дозу. Появились случаи смертельных передозировок. Некоторые пациенты, которым выписывали рецепты на OxyContin, стали продавать препарат на черном рынке по доллару за миллиграмм.
    К 2019 году более 130 человек умирали ежедневно от передозировки опиоидов в США. Purdue Pharma столкнулась с тысячами судебных исков из-за своей роли в этой эпидемии.
    OxyContin официально запрещён на территории РФ.