Юнит-экономика (unit-экономика) – это инструмент, который позволяет оценить прибыльность проекта, найти «узкие места» и точки кратного роста. За основу берётся отдельная единица – юнит, которая должна приносить прибыль. Юнит – это базовая единица, генерирующая доход, и у каждого бизнеса она своя. Это может быть единица товара, один клиент и т. п.
Вид бизнес-юнита зависит от специфики деятельности компании. Исчерпывающей схемы, для кого и какой вид подойдёт, нет. Мы можем дать только общие рекомендации.
Первый вид юнита – единица товара. Этот вид подходит организациям, которые занимаются продажей товаров (неважно, производят продукт сами или является дистрибьютором). За основу берётся один товар. Это самый простой и распространённый вид юнита.
Второй вид юнита – клиент. Этот вид подойдёт для интернет-провайдеров, когда юнитом будет каждый клиент, который пользуется услугами интернета. Также этот вид юнита подойдёт организациям, которые работают по абонентской плате, для работников с почасовой оплатой (аутсорсеров).
Третий вид – контракт. Этот вид юнита подходит фирмам, которые продают дорогостоящее оборудование. На продаже дорогих инструментов заработать трудно, поэтому основной доход – это продажа дополнительных услуг: установка и обслуживание.
Можно делать все расчёты по старинке на бумаге или в Excel, но есть и множество сервисов-калькуляторов.
Вот небольшой список:
https://www.qmedia.by/avtomatizaciya_marketinga/unit-calc.html – этот калькулятор может посчитать общую прибыть на основе разных показателей, а также поможет спрогнозировать будущий заработок.
https://retailengineering.ru/yunit-ekonomika-onlajn-kalkulyator/ – может рассчитать прибыль от маркетинговых акций.
https://promo.jetstyle.ru/ue-calc/ – позволяет посчитать юнит-экономику на основе 7 данных бизнеса. Использует сложную формулу расчёта, поэтому получится учесть множество нюансов и получить точный прогноз.