PR — это формирование общественного мнения, создание репутации и управление репутацией компании. PR должен обеспечивать эффективный диалог между организацией и ее целевой аудиторией, формируя и поддерживая репутацию организации, позитивный образ ее услуг и ключевых сотрудников.
PR — это непрерывная деятельность, состоящая из последовательности акций, подчиненных единой цели и объединенных долгосрочной программой.
Сэм Блек, крупный американский специалист по маркетингу, предлагает целую таблицу отличий PR от рекламы. Если свести все эти выкладки к общему знаменателю, можно отметить, что реклама специализируется на потоках продажи-покупки, в то время, как PR полностью отвечает за все коммуникации организации.
Что касается маркетинга, то PR применяется в любой точке маркетинговой стратегии — имя товара, упаковка, исследование, определение цены, продажа, дистрибуция и послепродажные услуги.
Цветная палитра Public Relations:
✓ Белый PR.
Белым пиаром считается применение классических технологий Public Relations: предоставления честной и прозрачной информации, проверенных и бесспорных данных. В общем, данных, на основании которых все средства массовой информации (телевидение, радио, газеты и журналы) смогут нарисовать истинный портрет бренда таким каков он есть на самом деле, без преувеличений и прикрас.
✓ Чёрный PR.
Это, как правило, использование «чёрных технологий» (обман, фальсификации) для очернения, уничтожения конкурирующей компании, бренда и т. д., распространение от её имени оскорбительных или экономически опасных заявлений и др. Иногда достаточно ограничиться публикацией компромата. Словосочетание образовано по аналогии с выражением «чёрная пропаганда».
✓ Серый (или скрытый) PR.
Если смешать белую и черную краску — получится серая. Аналогичная ситуация и с «серым пиаром». В общем случае это реклама (положительная или отрицательная), скрывающая свой источник. В отличие от «чёрного пиара», не предполагает прямой лжи о своем происхождении.
✓ Жёлтый PR.
Что такое «желтая пресса», вероятно, знают все. А если и не знают, то наверняка видели эту самую «желтуху» воочию. Основной материал желтых СМИ выстроен на скандалах, громких разоблачениях, раздутых сенсациях и прочих эпатажных материалах.
✓ Розовый PR.
Основывается на технологии мифов и легенд и предназначен удовлетворить потребность людей укрыться «покрывалом иллюзий».
В странах с развитой рыночной экономикой практически любая организация, ориентированная на развитие и длительное функционирование на рынке, уделяет большое внимание своей истории. В имиджевых роликах информация о фирме и ее товарах подается, как правило, через историю фирмы.
✓ Коричневый PR.
Понимается, как нечто родственное неофашистской и фашистской пропаганде. Однако есть и другой подход к этому термину. Часть маркетологов считает, что коричневый пиар используется для придания рекламному продукту окраски милитари. Яркий пример — употребление в рекламе военной формы, игр слов с военными командами: «отбой», «стоять», «отжаться», «огонь» и т.д.
✓ Зелёный PR.
Как известно зеленый — это цвет Матушки-Природы. Отсюда и название рекламной технологии — зеленый пиар. К примеру, надписи «натуральный», «нетоксичный», «экологически безопасный» на этикетке шампуня, дезодоранта или косметики автоматически заставляют считать, что они изготовлены из более полезных для здоровья, протестированных на безопасность ингредиентов.
✓ Золотой PR.
Цель золотого пиара — создать имидж бренда, основываясь на его ценовой политике. При этом сам бренд может быть выкрашен в любые цвета. Но главный акцент делается именно на цене и выгоде для потребителя. Если вы купите наш продукт (будет сотрудничать с нашей компаний) то получите много счастья в денежном эквиваленте — вот о чем говорит золотой пиар.
PR только начинает осваивать бизнес-пространство. Технологии паблик рилейшнз активно развиваются в таких направлениях, как раскрутка брендов, работа с акционерами и инвесторами. А завтрашний день бизнеса PR, по мнению многих специалистов, связан с интегрированными маркетинговыми коммуникациями (ИМК). Он будет объединять маркетинг, оргконсультирование и PR в единую систему взаимодействия компании с внешним миром.